The Merge: конец эпохи майнинговых ферм

Технологии

Автор Наталья Соловьева

The Merge: конец эпохи майнинговых ферм

15 сентября эксперты уже назвали днем «смерти майнинга на видеокартах» и «началом криптозимы». Запущенный в этот день проект «The Merge» блокчейн-платформы Ethereum сделал убыточной добычу монет старым способом. Майнеры ищут возможности переключиться на другие альткоины, а производители графических адаптеров в панике снижают цены.

К смене протокола с Proof of Work (PoW) на Proof of Stake (PoS) второй по капитализации криптовалюты в мире – Ethereum – которая подразумевалась в рамках проекта «The Merge», ее разработчики готовились чуть не с момента ее запуска, с 2015 г., пишут эксперты.

Еще в 2014 г., буквально через несколько месяцев после создания концепта Ethereum, сооснователь блокчейн-платформы Виталик Бутерин уже рассматривал алгоритм PoS в качестве альтернативы PoW, уже зарекомендовавшему себя в биткойне. По его мнению, PoS предполагал намного более высокую экологичность, поскольку не требовал таких огромных вычислительных мощностей, как PoW. Второе важное отличие – значительная минимизация риска централизации майнинга. С алгоритмом PoS участвовать в создании блоков может любой пользователь, обладающий криптовалютой, а при алгоритме PoW для майнинга часто используется специализированное оборудование, и какой-либо крупный игрок вполне может монополизировать блокчейн.

Джозеф Любин (Joseph Lubin), один из создателей проекта Ethereum, назвал переход с PoW на PoS самым важным и сложным апгрейдом за всю историю блокчейна, и третьим крупным событием в мировой криптоиндустрии (вслед за созданием Bitcoin и Ethereum).

Начиная с 15 сентября, безопасность блокчейна Ethereum обеспечивают не майнеры, а криптовалидаторы, ответственные за проверку транзакций и получающие пассивный заработок за счет хранения криптомонет. Помимо этого, за счет использования алгоритма Proof-of-Stake вся блокчейн-система ускорит работу, и будет расходовать на 99% электроэнергии меньше, чем раньше, одновременно сократив мировое энергопотребление на 0,2%, поскольку необходимость в графических адаптерах и майнинговых фермах на их основе отпадает полностью.

«Экосистема Ethereum стоимостью $60 млрд, состоящая из криптовалютных бирж, кредитных компаний, рынков взаимозаменяемых токенов (NFT) и других приложений, теперь предположительно более безопасна и масштабируема», — сообщает портал Tomshardware.com.

Напомним, что смене алгоритма в Ethereum предшествовала еще одна веха в мировой индустрии криптовалюты. Многократно возросшая сложность майнинга BTC – первой и ведущей мировой криптовалюты — вынудила отказаться от его добычи майнеров на «домашнем» оборудовании (компьютерах общего назначения с обычными процессорами). Еще в 2010 г., когда добыча BTC-монет стала приносить сколь-нибудь ощутимый доход, майнинг начал переход на коммерческие рельсы. Возникновение майнинговых ферм на графических процессорах положило начало эпохе промышленного майнинга.

Но криптофермы на видеокартах потребляли неприлично много электроэнергии и требовали высоких дополнительных затрат. И в 2012 г. было создано новое решение, способное добывать биткойны намного быстрее и при этом в несколько раз сократить расходы – интегральные схемы специального назначения Application-specific integrated circuit (ASIC). «Авторами» ASIC-революции в майнинге считаются эксперты из трех компаний – Avalon, Butterfly Labs и ASICminer.

«После 2015 г. приобщиться к добыче биткоина больше не получится. Сложность выросла настолько, что одной 3090 (видеокарте RTX 3090 – ред.) понадобиться 47 тыс. лет, чтобы добыть один биткоин», — писали криптоэнтузиасты портала Kineshemec.ru

Добывать созданный в 2015 г. Ethereum было проще и дешевле. И за короткое время Ethereum смогла завоевать статус второй по величине криптовалюты мира.

Первым эпизодом «криптозимы» эксперты называют 2018 г., когда внезапный обвал курса биткоина и стоимости остальных криптомонет снизил прибыльность майнинга практически до нуля. По данным Freecurrencyrates.com, если 1 января обменный курс биткойна к доллару США составлял $13590 за биткойн, а 07 января поднимался выше $16770, то уже к 06 февраля он составлял $6 811, а к 31 декабря едва превышал $3800. В сегменте видеокарт началось не менее глубокое падение цен. К примеру, пишут эксперты, если в 2017 г. модель GeForce GTX 1060 стоила 35 тыс. рублей, то к концу 2018 г. ее цена в магазинах снизилась до 15 тыс. рублей, а на вторичном рынке – до 10 тыс.

Именно рост популярности Ethereum, завоевавшего статус второй по величине криптовалюты мира, и простота его майнинга во много раз усугубили «пандемийные» кризисы времен 2020 и 2021 гг. на рынке полупроводников и видеокарт, с массовыми локдаунами, переводом на удаленную работу и дефицитом вычислительной техники.

«Майнеры и спекулянты буквально сметали все, что могло приносить хоть какой-то профит — в итоге обычные геймеры оказались не у дел. Цены на видеокарты взлетели до небес: например, несколько месяцев ни одна из новых моделей RTX 30 не стоила дешевле 100 тыс. руб.», — ссылаются СМИ на мнения криптоэкспертов. Но весной текущего года курсы ведущих криптовалют продемонстрировали неустойчивость и склонность к обвалам, а их доходность стала постепенно снижаться.

Логично предполагать, что Merge Ethereum повлияет не только на саму монету, но и на всю криптоиндустрию в целом, считает криптоэнтузиаст, эксперт компании Turov Invest Ренат Калинченко.

Как прокомментировали эксперты, уже спустя сутки после активизации «The Merge» традиционный майнинг перестал приносить доход практически полностью, а многие склонятся к выводам, что добыча монет стала убыточным мероприятием. При этом речь шла не только об Ethereum, но и о других альткоинах, в том числе и популярных — Ripple (XRP), Tether (USDT).

«Теперь майнинг на видеокартах дает в десятки раз меньше денег, чем раньше. Например, чтобы окупить Radeon RX 6800 (лучшая модель на данный момент для теоретической окупаемости), понадобится 8 821 дней. А некоторые графические ускорители и вовсе стало невозможно окупить, — сообщает портал M.games.mail.ru. — По словам майнеров, получить небольшую прибыль старой моделью Proof-of-Work удастся только в случае использования бесплатной электроэнергии».

Переход Ethereum на PoS негативно отразится на майнинге в целом, так как большинство майнеров этой криптовалюты будет вынуждено перейти на другие токены или избавиться от оборудования, считает эксперт криптобиржи StormGain Дмитрий Носков. Но полностью исчезновение майнингу не грозит. Во-первых, часть криптовалют добывается с помощью специального оборудования — ASIC, а не компьютерных процессоров. Во-вторых, за продолжительную историю криптовалют многие альткоины имели свойство внезапно вырастать в цене и неожиданно становиться сверхпопулярными. Популярность майнинга может упасть до нуля, но есть небольшой шанс, что после появления Ethereum 2.0 мы увидим рост интереса к новым проектам».

Сооснователь ENCRY Foundation Роман Некрасов также считает, что майнеры вполне могут акцентировать свои усилия на альткоинах. По его словам, поиском альтернатив криптовалюте Ethereum майнеры активно занялись еще в середине августа, после обнародования даты обновления в блокчейне Ethereum, и сосредоточились на добывании Ravencoin (RVN), T-Rex, Beam и Firo. По данным эксперта, курс RavenCoin с конца июля находится в заметном плюсе (примерно +30%), но монета показывает больше волатильности и не сравнима с ETC по ликвидности/объему торгов ($2,7 млрд у ETC против $167 млн у RVN).

Переход Ethereum на новый алгоритм высвободил из эксплуатации гигантское количество – до нескольких десятков миллионов — видеокарт, которые эксплуатировались на майнинговых фермах и у частных майнеров.

«Еще несколько дней назад хешрейт сети Ethereum составлял 900 Тхеш/с. Это эквивалентно примерно 9,5 млн карт RTX 3080. Но в процессе, скорее всего, также участвовало большое количество более медленных и старых графических процессоров. Это означает, что, вероятно, в майнинге Ethereum было задействовано около 20 млн графических процессоров – пишет портал Tomshardware.com. — Конечно, это не означает, что все они внезапно появятся на рынке. Однако, если майнеры решат разгрузить свои видеокарты, Nvidia и AMD могут столкнуться с некоторыми трудностями при продаже новых видеокарт в розницу».

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий